_________________________________________________________________________ Биография _________________________________________________________________________ Джордж Лукас (полное имя — Джордж Уолтон Лукас-младший) родился 14 мая 1944 года в Модесто (штат Калифорния, США). Окончил кинофакультет университета Южной Калифорнии. За короткометражный фильм «TНX-1138» получил главный приз Национального фестиваля студенческого кино (1967). Был ассистентом Ф. Ф. Копполы на ленте «Люди дождя» и снял две документальные картины о процессе кинопроизводства. Спилберг и Лукас называют себя «moviebrats» — «киноотродьем». Оба мультимиллионера — скромные, застенчивые люди, одевающиеся из универсама, лишены традиционных амбиций киноэлиты и лучше чувствуют себя в кинозале, нежели на светской вечеринке. В своем понимании назначения кинематографа тоже похожи. Но самым главным является то, что они стали инициаторами процесса, перевернувшего представления Голливуда о том, что есть современное кино, а их творчество стимулировало вхождение американского коммерческого кинематографа в эпоху постмодернизма. Первый полнометражный фильм Лукаса «TНX 1138» (1971), спродюсированный Копполой за $750 000 и основанный на одноименной студенческойкороткометражке, не принес финансового успеха, хотя был благосклонно принят критиками. Это киноантиутопия в духе Замятина-Хаксли-Оруэлла, хорошо придуманная и снятая с минимумом спецэффектов, но с максимумом авторской фантазии, что дает повод многим критикам, раздраженным многомилионными бюджетами его последующих работ как продюсера, считать «ТНХ 1138» лучшей. «Американские граффити» (American Graffiti, 1973) — одна из первых картин в стиле ретро, где в качестве невозвратного прошлого фигурируют уже не 30-50-е, а начало 60-х годов. Один американский критик назвал фильм «фреской о временах невинности». Будучи снятым снова при помощи Копполы и всего за $750 000, он стал одним из чемпионов 70-х годов по кассовым сборам. Это почти автобиографическая картина. Лукас признавался, что черты его индивидуальности проступают в характерах сразу трех юных героев, и только с безмятежным и уверенным в себе старостой класса у молодого Лукаса нет ничего общего. Фонограмма фильма насыщена рок-хитами той поры, зазвучавшими в ностальгическом контексте совсем по-новому. Этот прием стал потом почти обязательным в лентах о 50-60-х годах. В картине проявилась принципиальная черта стиля Лукаса: идеализация действительности, отношение к ней как к сказке, в данном случае утраченной. Но кино на то и существует, чтобы реконструировать, воскресить сказку. И поэтому обращение к фантастике (правда, принципиально переосмысленной) было совершенно естественным. Его следующий (и самый знаменитый) фильм «Звездные войны» (Star Wars, 1977) — своего рода классика кино эпохи голливудского постмодерна, переконструированная и электронно модернизированная (через 20 лет сам Лукас перед повторным выпуском еще раз усовершенствует эффекты по современной технологии) американская мифология комиксов. И вместе с тем сказочный мир с его манихейством — делением на черное и белое, две враждующие империи, безукоризненно позитивную и несущую абсолютное зло. Нельзя сбрасывать со счетов и патриотический пафос ленты, хронологически почти совпавшей с неоконсервативной революцией Рейгана, откровенно использовавшего концепции «империи зла» и «звездных войн» в качестве названий космической оборонной системы в своей пропагандистской риторике. Наряду с другими событиями сезона 1976-1977 — выходом фильма Спилберга «Близкие контакты третьего вида», появлением на прилавках магазинов первых бытовых видеомагнитофонов, а также сборкой в гараже Возняком и Джобсом персонального компьютера «Эппл», картина «Звездные войны» возвещала о вхождении в самостоятельную жизнь поколения« бейби-бумеров», родившихся в конце или сразу после войны. В дальнейшем Лукас предпочел выступать как продюсер, сценарист, руководитель постановок — «Империя наносит ответный удар» (The Empire Strikes Back, 1980), «Искатели потерянного ковчега» (Raiders Of The Lost Ark, 1981), «Возвращение Джедая» (Return Of The Jedi, 1983), «Индиана Джонс и храм рока» (Indiana Jones And The Temple Of Doom, 1984), «Индиана Джонс и последний крестовый поход» (Indiana Jones And The Last Crusade, 1989). Кроме основной компании «Лукас филм», он организовал фирму «Индастриал лайт энд мэджик», специализирующуюся на визуальных эффектах, а также научно-исследовательский институт «Спрокет системс». Но после грандиозного успеха в прокате 1997 вновь выпущенного фильма «Звездные войны» и двух его продолжений Лукас объявил, что наконец-то реализует давнюю мечту и сам снимет в 1998-2003 годы три пропущенных серии — предысторию всей космической трилогии. Валентин Эшпай _________________________________________________________________________ Фильмография _________________________________________________________________________ 1994 RADIOLAND MURDERS исполнительный продюсер, сюжет 1994 ПОЛИЦЕЙСКИЙ ИЗ БЕВЕРЛИ-ХИЛЛЗ III / BEVERLY HILLS COP III исполнитель 1992 THE MAGICAL WORLD OF CHUCK JONES 1989 ИНДИАНА ДЖОНС И ПОСЛЕДНИЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД / INDIANA JONES AND THE LAST CRUSADE исполнительный продюсер, соавтор сюжета 1988 WILLOW исполнительный продюсер, сюжет 1988 TUCKER: THE MAN AND HIS DREAM исполнительный продюсер 1988 POWAQQATSI соисполнительный продюсер 1988 THE LAND BEFORE TIME исполнительный продюсер 1986 ЛАБИРИНТ / LABYRINTH исполнительный продюсер 1986 HOWARD THE DUCK исполнительный продюсер 1986 CAPTAIN EO исполнительный продюсер 1985 RETURN TO OZ ассистент 1985 MISHIMA исполнительный продюсер 1984 ИНДИАНА ДЖОНС И ХРАМ РОКА / INDIANA JONES AND THE TEMPLE OF DOOM сюжет 1984 BERUCHET DIT LA BOULIE исполнитель 1983 TWICE UPON A TIME исполнительный продюсер 1983 ВОЗВРАЩЕНИЕ ДЖЕДАЯ / RETURN OF THE JEDI исполнительный продюсер, сюжет 1981 ИСКАТЕЛИ ПОТЕРЯННОГО КОВЧЕГА / RAIDERS OF THE LOST ARK исполнительный продюсер, соавтор сюжета 1981 ЖАР ТЕЛА / BODY HEAT режиссер 1980 KAGEMUSHA/KAGEMUSHA (THE SHADOW WARRIOR) соисполнительный продюсер 1980 ИМПЕРИЯ НАНОСИТ ОТВЕТНЫЙ УДАР / THE EMPIRE STRIKES BACK исполнительный продюсер, сюжет 1979 MORE AMERICAN GRAFFITI EXECUTIVE PRODUCER — по образам 1977 ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ / STAR WARS режиссер, сценарист 1973 АМЕРИКАНСКИЕ ГРАФФИТИ / AMERICAN GRAFFITI режиссер, сценарист 1971 THX-1138 режиссер, сюжет, монтажер 1970 GIMME SHELTER оператор 1969 ЛЮДИ ДОЖДЯ / THE RAIN PEOPLE директор картины 1968 THE ELECTRONIC LABYRINTH: THX-1138: 4EB режиссер, сценарист 1967 MARCELLO, I'M SO BORED монтажер 1967 THE EMPEROR режиссер 1967 ANYONE LIVED IN A PRETTY HOW TOWN режиссер, сценарист 1967 6-18-67 режиссер 1966 HERBIE режиссер 1966 1:42:08: A MAN AND HIS CAR режиссер, сценарист 1965 LOOK AT LIFE режиссер 1965 FREIHEIT режиссер, сценарист Приз имени Эрвинга Г. Талберга за 1991 год Большие картинки: 1 2 |