Ганды обитают на планете Ганд. Это приземистые гуманоиды, отличительной особенностью которых являются трехпалые руки и прочный экзоскелет. Физиология гандов по сию пору остается для ксенобиологов загадкой, поскольку в пределах одной расы существует более десятка подвидов. Природа планеты Ганд весьма негостеприимна к представителям других рас, поскольку атмосфера насыщена парами аммиака. Однако ганды и дышат не как люди.
Собственно, большинство гандов не дышат вообще. Они вырабатывают газы в собственном организме путем переваривания пищи и перегонки отходов через свой мощный экзоскелет. Некоторые ганды дышат, но вдыхают они только аммиак, и потому за пределами планеты им приходится носить особый костюм, снабженный дыхательным аппаратом, который обеспечивает их необходимым для дыхания газом в строго определенных количествах. Ученым до сих пор не известно, является ли дышащий подвид гандов более древним предшественником недышащего или же это просто самостоятельный вид. А поскольку ганды — не любители рассказывать о себе, то вряд ли в ближайшем будущем ксенобиологам удастся получить ответы на эти и многие другие вопросы.
Для нормального функционирование большинству гандов сон почти не нужен — разве что в минимальных количествах. И хотя это явление наблюдается повсеместно среди всех подвидов, ученые утверждают, что причина лежит в области не биологии, а культуры: все зависит от воспитания.
Наиболее важная статья экспорта на планете Ганд — это следопыты, нечто вроде религиозных охотников, которые выслеживают свою добычу, следуя чудесным знамениям, получаемым в ходе выполнения священных ритуалов и впадения в транс. И хотя многие инопланетяне в действенность самих ритуалов не верят, но точность поиска и находок поистине поражает стороннего наблюдателя. Некоторые секты следопытов требуют от учеников-неофитов, чтобы те проходили обработку химическими веществами или генетическое вмешательство, чтобы нарастить на экзоскелетах узлоподобные костяшки. Эти наросты, длиной обычно в 4-5 сантиметра, следопыты используют как оружие в рукопашном бою.
На гандов-следопытов по всей галактике существует устойчивый спрос: их нанимают в качестве советников в службы безопасности, телохранителей, киллеров и разведчиков.
Большинство иноземцев считают гандов самой мягкотелой из известных рас; объясняется это тем, что традиционный этикет требует от гандов заслужить право на индивидуальность, а потому они ведут себя крайне вежливо. О себе ганды по преимуществу говорят в третьем лице, а по имени называют себя в строгой зависимости от того, какой статус заслужили. Ганд, который находится всего лишь на первом, нижнем, статусном уровне, будет говорить о себе просто «ганд». Как только ганд достигает значительных высот — на родине или в чужих краях, — он получает право называть себя по фамилии. И только когда ганд становится знатоком и мастером в какой-либо области или получает какой-то знак общественного признания, он может называть себя по имени.
Ганды редко говорят о себе в первом лице — это дозволяется лишь тем, кто совершил выдающийся поступок, подвиг, выполнил особо трудное задание. Говоря о себе «я» или «мы», такой ганд тем самым показывает: он настолько прославился, что теперь его имя известно всем и каждому.
Если ганд считает, что провинился, совершил какой-то проступок, то тем самым статус его резко понижается и предыдущие заслуги как бы снимаются со счета. В подобном случае происходит так называемое «усечение имени», символизирующее осуждение: например, провинившийся ганд, ранее заслуживший было право называть себя по фамилии, вновь становится просто «гандом». Случаи, когда ганд совершил нечто настолько ужасное, что вообще оказался исключенным из общества, крайне редки — их можно пересчитать по пальцам. В этом случае ганд обязан отказаться от общества соплеменников, а те — от него.
Один из подобных случаев проанализировал знаток криминальной психиатрии Гавинн Караете: речь шла о ганде, который был заключен в тюремной колонии на Корусанте.
Ганд по имени Закасс явно страдает шизофренией и множественным расстройством личности. У меня на глазах он выступал в двух ипостасях совершенно разных индивидуальностей. Одна из них была морально устойчивым, законопослушным, получившим традиционное воспитание следопытом, которого вполне можно встретить среди обычных гандов. В этом состоянии Закасс ведет себя скромно, говорит о себе в третьем лице и с полнейшей уравновешенностью рассуждает о своей работе, употребляя религиозно-философскую лексику.
А вот вторая его личность аморальна, невоспитанна и склонна к насилию. В таком состоянии Закасс важно говорит о себе в первом лице и вообще очень опасен; причем изъясняется на диалекте кореллиан. Больной утверждает, что он более не член гандского общества и никакие правила и традиции ему теперь не указ. О религии вообще почти не говорит, а если о ней завести разговор, уклоняется, меняя тему.
В ходе серии встреч с Закассом. мне удалось установить, что пациента гнетет колоссальное чувство вины, связанное с его деятельностью в рядах секты следопытов. Как мне кажется, доминирующая его личность — та, что не уверена в себе, опасна и агрессивна, и он пытается компенсировать свои проступки, проявляя черты следопыта. Аморальная личность проявляется все чаще, утверждая, что он «просто ничего такого не делает». Вероятно, последней каплей, переполнившей чашу, стала какая-то ситуация, которая заставила его бежать с родины. Мне неоднократно сообщали, что для многих гандов потерпеть неудачу при попытке стать следопытом — уже достаточно веская причина, чтобы отправиться в изгнание. Чтобы компенсировать провал, Закасс проявляет свою вторую личность следопыта именно в те моменты, когда чувствует наибольшую неуверенность в себе.
Этот пациент представляет опасность как для себя, так и для окружающих.
Представителей других рас и планет на Ганд приглашают крайне редко — практически никогда. Обычно инопланетян не пускают дальше орбитальных станций, а если им и дозволяется высадиться на планету, то гости обязаны оставаться в пределах резервации, так называемого Инопланетного центра, расположенного в космопорте. Те считанные счастливчики, кому удалось поближе познакомиться с культурой гандов, делали это под присмотром и покровительством джанвуина (так ганды называют значительное лицо) или руетсавии — правящего советника. Чужестранец, пользующийся высоким покровительством, будет допущен к знакомству с местной культурой в качестве хинвуина — важного гостя. Попытки ученых расспросить таких гостей неизменно терпели неудачу.