Джавы - маленький, похожий на грызунов народец, обитающий на суровой, покрытой пустынями планете Татуин, подарившей миру Люка Скайуокера. Джавы носят просторные одежды, скрывающие их с ног до головы; у них щуплые тела, морщинистые личики и желтые глаза.
В среднем джавы ростом около метра, у них гибкие крошечные ручки и ножки. Хотя джавы происходят от грызунов, по мнению ученых, они стали прямоходящими за счет того, что поднимались на задние лапы, чтобы достать грибы и мох, который растет на стенах подземных пещер - тех самых, где когда-то били редкие природные источники, вокруг которых и развивалось общество джавов.
Через какое-то время источники иссякли, но джавы на диво быстро и умело приспособились к новым условиям жизни. Для защиты от лучей двух солнц они стали носить изготовленные вручную балахоны с капюшонами, так что из-под одежды видны только сверкающие желтые глаза.
Большинство гуманоидных рас отмечали, что джавы издают характерный сильный запах. Это объясняется двумя причинами: во-первых, джавы пропитывают свои балахоны особым раствором, предохраняющим тело от потери влаги, а во-вторых, в условиях пустыни они крайне редко моются. Сами джавы умеют по запаху опознать соплеменника и определить состояние его здоровья.
Джавы добывают воду из произрастающих на Татуине цветов фаннел - опускают в бутоны свои длинные носы и высасывают сок; питаются же они по преимуществу плодами хабба гурд - фрукта, который мало кто из людей способен переварить, но зато сами джавы называют его «плодом жизни».
На жизнь джавы зарабатывают тем, что собирают в пустыне обломки техники, чинят или перерабатывают их; впрочем, нередко они присваивают все, что плохо лежит, - особенно если это что-то не было надежно заперто. Джавы настоящие доки в ремонте всяческого оборудования, а обломки, которые не поддаются ни ремонту, ни переработке, они переплавляют в изготовленных ими печах, работающих от солнечной энергии.
Общество джавов делится на кланы или племена. Раз в году все племена джавов встречаются в гигантской котловине на дне Дюнного моря, где они торгуют, общаются, рассказывают друг другу разные басни,
а также выдают, точнее продают, сыновей и дочерей в соседние племена - это так называемая «брачная торговля», она считается очень хорошим и прибыльным делом, поскольку гарантирует продолжение и распространение того или иного рода.
Вся культура джавов сосредоточена на институте семьи. Представители этого народа гордятся своими родственными связями и родословными; в языке джавов существует богатый лексический пласт для обозначения степеней родства - около сорока названий. Кланы тщательно прослеживают все разветвления рода и ведут о них подробные записи. Джавы путешествуют кланами на больших повозках, которые называются песчаными краулерами, - это транспорт, работающий на ядерном топливе, который был завезен на планету неведомыми пришельцами еще во времена правления Старой Республики. Каждый краулер способен вместить не менее трехсот джавов, причем одновременно он представляет собой полностью укомплектованную мастерскую, так что джавы в ходе кочевья занимаются починкой различного оборудования.
Большинство джавов кочуют в поисках останков техники, подлежащих ремонту и переработке; однако какая-то часть клана остается в стенах крепостей, сооруженных из крупных обломков звездолетов. Самые опытные мастера - ремонтники живут оседло, в крепостях, где и выполняют наиболее тонкие работы, слишком сложные, чтобы осуществлять их на борту краулера. Крепости часто подвергаются нападению тускенских рейдеров, которые убивают джавов, чтобы захватить их имущество и воду, а потому джавы крайне осторожны и даже склонны к паранойе. Однако лучшим средством обороны они считают свои крепости и стараются строить их как можно более прочными и неприступными. Сражаться джавы не любят - вследствие своего невеликого роста, в случае нападения они чаще всего не защищаются, а сразу пускаются в бегство. Однако если джава припереть к стенке, он проявляет большую сноровку в обращении с оружием, которое клан обычно собирает в пустыне.
Наиболее важной персоной в пределах клана является женщина-шаманка, которая, как верят ее соплеменники, обладает способностью предсказывать будущее. Шаманки также налагают заклятия, чары и благословения для защиты племени и процветания сородичей. В течение жизни каждая шаманка находит себе ученицу, которой и передает весь свой опыт и знания, чтобы та заняла ее место после смерти.
В силу своего статуса именно шаманка в конечном итоге принимает все решения относительно перемещений клана, его защиты и повседневной жизни. Шаманка не путешествует на краулере, но постоянно живет в крепости, поскольку там она в большей безопасности.
В своих неопубликованных заметках о поездке на Татуин старший этнограф Хуул описывает, с каким уважением джавы относятся к шаманкам:
Песчаные люди ворвались в крепость и вихрем пронеслись по ее территории, убивая джавов и забирая их имущество, а я прибился к группе обронявшихся, которая мчалась к дому шаманки. Мы выстроились вокруг этого сооружения из сверенных кусков металла, вытащили бластеры старых моделей, пращи и острые металлические пики. И когда тускенские воины двинулись в атаку, джавы храбро сражались, жертвуя жизнью, лишь бы защитить шаманку.
Несмотря на маленький рост, они стойко держали оборону, и тускенам не удалось добраться до шаманки. На защиту ее дома встало пятнадцать джавов, и только трое уцелело, когда тускены покинули крепость, унося с собой все самое ценное. Но поскольку большая часть клана как раз была в отъезде и путешествовала на краулере, а шаманку удалось уберечь, то клан остался цел, а крепость можно отстроить заново.
И вот, в ночи, уцелевшие джавы чинили свои дома, и песни скорби и торжества оглашали пустыню.