Тускенские рейдеры, которых также называют Песчаным народом, - это рослая, сильная и агрессивная раса воинственных гуманоидов, кочующих в диких пустынях Татуина. Все тускены с головы до пят обмотаны полосами ткани и облачены в балахоны-лохмотья, застегнутые сверху поясом из кожи дьюбэка. Окружающий мир они видят отлько сквозь защитные очки-консервы, а дышат через примитивные фильтры, которые предохраняют горло и легкие от песчинок, постоянно летающих в татуинском воздухе. У тускенов каждая мелочь служит для того, чтобы избежать выпаривания влаги из организма.
Тускенские рейдеры - безжалостные воины, ожесточенные суровой средой обитания до такой степени, что они попросту не знают и тени милосердия по отношению к любым другим народам. Они никого и ничего не страшатся, однако непосредственная демонстрация силы их отпугивает. Обычно тускены кочуют отрядами по двадцать-тридцать человек и почти всегда едут верхом на своих банта, выстроившись гуськом, в затылок друг другу, чтобы таким образом скрыть численность отряда от потенциального противника. Любимое их оружие - гадерффи, или посох-гаффи, обоюдоострое оружие из металла, подобранного среди обломков брошенного или поврежденного транспорта. Некоторые тускены носят с собой бластерные винтовки, однако особой мощностью или дальнобойностью они не отличаются.
Песчаный народ всегда гневается на присутствие чужаков, поскольку считает, что те покушаются на их запасы пищи и воды. Поэтому тускены постоянно и без малейшего предупреждения нападают на фермеров-влагодобытчиков и поселенцев - просто во имя уничтожения тех, кого они считают врагами.
Несмотря на свою агрессивность, тускены держатся подальше от массивных песчаных краулеров, колесных крепостей, на которых кочуют по татуинским пустыням джавы, а также крупных поселений, ферм и городов. Кроме того, они мудро избегают грозных и коварных крайт-драконов. Совершенно очевидно, что они предпочитают спланированные нападения и просчитанный риск и в бою любят иметь преимущество над противником.
Будучи кочевниками, тускены не заводят крова над головой и практически не обременяют себя имуществом, которое считают обузой. Несмотря на охоту к перемене мест, они не допускают никаких изменений в своем обществе или культуре. Тускены всячески сопротивляются любому техническому прогрессу и неохотно пользуются даже теми приборами, которые отбирают у злосчастных патрулей, караванов и фермеров-влагодобытчиков. Песчаный народ убежден: чем примитивнее оружие, которым ты убил врага, тем больше почета тебе, храбрецу.
Социально-ролевого различия между полами у тускенов не существует, и от мужчин и от женщин ожидается, что они будут проявлять себя в бою на пределе возможностей.
Язык тускенских рейдеров большинству чужаков кажется бессмысленной смесью ворчания и рычания. Письменности у тускенов нет, так что весь фольклор и история традиционно существуют только в устной передаче, которая имеет древнюю, сложную и разветвленную форму: в каждом тускенском племени есть свой рассказчик, в обязанности которого входит повторять и хранить историю. Рассказчик излагает историю на совершеннолетие каждого члена клана; рассказ, как он прозвучал в изложении рассказчика в первый раз, далее повторяется слово в слово и не подлежит ни малейшим изменениям.
Традиционно каждый рассказчик в свое время обзаводится учеником и начинает преподавать тому историю клана. Ученику строго-настрого запрещается зубрить свой урок вслух, поскольку слова преданий нельзя произносить с ошибками. Если ученик допускает ошибку, учитель тут же его убивает, поскольку такое считается святотатством и кощунством. Когда же ученик запоминает слово в слово всю историю и родословную племени, он становится новым рассказчиком, а его учитель со спокойной душой отправляется в пустыню - умирать.
Поскольку тускены живут в крайне суровых условиях и почти всегда с кем-нибудь да воюют, то наступление совершеннолетия и инициация у них - очень важный процесс. Взрослые заботятся о детях, однако не считают их полноценными людьми, пока те не подрастут и не пройдут длительные ритуалы инициации. Малыши нередко не выносят суровой жизни в пустыне и умирают, но Песчаный народ гордится тем, что в его племенах выживают только сильнейшие. Чтобы заслужить звание взрослого, каждый юноша или девушка должны совершить какой-то подвиг, доказывающий их силу или выносливость, и тем самым подтвердить статус полноправного члена племени. Вот как описывает тускенскую инициацию старший этнограф Хуул:
Я стал свидетелем торжественной подготовки двух юношей к отправке в пустыню. Им дали с собой тотемные знаки, оружие и запас воды. Молча, не проявляя и тени страха, они оседлали своих банта и порознь направились в пустыню. Остальное племя наблюдало, как две фигуры исчезают за горизонтом, после чего, как ни в чем не бывало, вернулась к повседневным делам.
Прошло около месяца, а Песчаный народ ни словом не заикался о юношах, которые отправились на испытание в пустыню. Поскольку до прохождения инициации они не считаются за людей, то никто и не упоминал об их существовании.
А потом настал день, когда на горизонте показалась одинокая фигура всадника. Это вернулся один из юношей, и к спине его банта были приторочены доспехи и оружие четверых имперских штурмовиков. Племя забурлило и стало издавать приветственные вопли. Тут же запалили костер, приготовили пиршество, и рассказчик с большой торжественностью присовокупил историю подвига юноши к устной летописи племени.
И вновь меня поразило то, что второго путешественника, который так и не возвратился, не упомянули и словом. Как будто никакого мальчика никогда не было.